Все записи

Суть метода Кеттелла: зачем он нужен и каковы границы его применения?

872

Одним из самых популярных и применяемых опросников в мире является 16 PF. Или его еще называют 16-ти факторным опросником Кеттелла.

История его создания достаточно интересная и описана хорошо в работе «Теории личности» в главе «Диспозициональная теория».

Но суть в другом: зачем он нужен и каковы границы его применения?

Опросник не является клиническим и патологию он выявляет слабо. Яркую патологию он выявить может, но и то, путем описания дисгармонии психических блоков. Каждый фактор опросника выявляет свой спектр свойств. Группировка факторов в свои «ансамбли» позволяет описывать отдельные сферы личности, такие как коммуникацию, стилевые особенности мышления, эмоционально-волевую, самоконтроль.

Зона его действия: граница между внутренним миром личности и социальной средой. По сути, он показывает как личность и социальная среда обменивается друг с другом эпизодами экспансий.

В практической деятельности он применяется как для оценки личностного потенциала в плане управленческих свойств, стрессоустойчивости, способности к творчеству, особенностей коммуникации, склонности к риску, уровня тревожности.

Можно долго спорить о валидности и надежности опросника. Но это весьма зыбкое поле. На разных выборках данные могут не повторяться. Да и есть у нас по этому поводу свое, особое мнение. Оно выражается в том, что высоконадежные опросники бесполезны, так как они выявляют не столько личностные свойства, сколько типичные искажения и социально желательные ответы. Мы исходим из того, что как и в проективных методиках, так и в методиках субъективно-переживаемого уровня, к которым относится 16 PF, валидностью обладает та или иная схема интерпретации. Кроме этого, как практики мы ориентируемся на понятие «клинической валидности», которую мы понимаем, как сбываемость прогнозов сделанных на основе 16 PF.

Психодиагностика — это не только наука, это еще и искусство построения интерпретации. Не только знание значения факторов методики, а еще и понимание того, как они работают, как проявляются в жизни, как факторы взаимодействуют друг с другом.

Это невозможно прочитать в книге или отдельной статье, этому нужно учиться на практике, у учителей и на супервизиях. Только так можно постичь сложное, но увлекательное искусство психодиагностики.

Оставить свой комментарий

Напишите нам и мы с радостью ответим на ваши вопросы